ГОЛОВНИЦКИЙ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ (1929-1994)

Выдающийся советский скульптор-монументалист, народный художник РСФСР (1988), действительный член АХ СССР (1988).

Родился 10 декабря 1929 года в Кургане в семье машиниста Николая Головницкого. У Льва был старший брат - Юрий, который занимался рисованием. В 1943 году Юрий Головницкий погиб на фронте. В 1932 году семья переезжает в Челябинск. С ранних лет Лев проявляет интерес к рисованию. По воспоминанию одноклассников, Лев Николаевич помогал всем с рисованием. В 1944-47 годы занимался в Изостудии М.М.Лошакова при Дворце пионеров им. Н.К.Крупской в Челябинске. В 1947-52 получает образование в Саратовском художественном училище, где его педагогами были Э.Ф. Эккерт (в то время руководитель училища) и Е.Г.Морозова. Дипломной работой начинающего скульптора стал образ любимого с детства писателя Николая Алексеевича Островского. Потом была работа "Павка Корчагин".

В Челябинске, в конце 1950-ых годов должен был появиться памятник комсомольцам - Героям Гражданской войны на Урале. Комсомольцы и молодёжь Челябинска выбрали за основу монумента станковую скульптуру Льва Головницкого "Орлёнок", которая экспонировалась на выставках в 1957 году в Москве, в 1958 году в Брюсселе, в 1967 году в Монреале. Сам скульптор предал Орлёнку черты своего брата Юрия, погибшего на фронте. Бронзовую скульптуру отливают на заводе "Монументскульптура". Постамент для памятника сделан по эскизам выдающегося челябинского архитектора Евгения Александрова. 

На мальчишке вещи взрослого человека: папаха с лентой, башлык, шинель до пят, непомерно большие сапоги. Тяжёлая военная одежда создает контраст с юным телом и детским лицом, помогая донести до зрителя героико-романтические черты той эпохи. В отличие от прежних вариантов несколько изменен скульптурный силуэт. Он получил законченность, стал более ритмичным, стройным. Изменилась и лепка лица Орлёнка. Оно выглядит более мужественным и внутренне напряжённым, сохраняя вместе с тем черты мальчишеского характера. По-новому разработано положение рук и ног статуи, в частности открыта левая нога, отчего фигура приобрела большую устойчивость. Одновременно более резкими складками на полах шинели усилено впечатление ветра, обвевающего Орлёнка. Это внесло дополнительные черты революционной романтики и музыкальности в образ героя. Другое решение основания статуи дало возможность приподнять Орлёнка над постаментом. Простое монументальное решение невысокого гранитного пьедестала производит впечатление известной строгости и собранности.

29 октября 1958 года в день сорокалетия ВЛКСМ на Алом поле был торжественно открыт памятник Орлёнку. Памятник стал визитной карточкой города. Жена поэта С.В.Михалкова Наталья Кончаловская писала в "Правде", что если этот молодой скульптор ничего не создаст, и тогда всё равно он останется в истории советского искусства. В 1967 года Головницкому за памятник Орлёнку вручают премию Ленинского комсомола.

В 1959 году в Челябинске на площади Революции был установлен памятник В.И.Ленину работы Льва Николаевича.

9 мая 1966 года в Магнитогорске открывается памятник "Первая палатка", посвящённый первостроителям Магнитки. Памятник установлен при входе в парк Ветеранов, на нёс высечены стихи выдающегося советского поэта Бориса Ручьёва: "Мы жили в палатке с зелёным оконцем, промытой дождями, просушенной солнцем, да жгли у дверей золотые костры на рыжих каменьях Магнитной горы". Памятник станет визитной карточкой города.

9 мая 1943 года на улице Кирова состоялись торжественные проводы челябинских танкистов-добровольцев на фронт. Лев Николаевич был свидетелем этого события. Позже эти воспоминания помогут создать скульптору Памятник танкистам-добровольцам. В 1975 году в честь 30-летия Победы памятник был открыт на улице Кирова.

В 1975 году совместно со своей супругой - скульптором Энрикой Эмильевной Головницкой, создают монумент, который называется "Память". Он установлен на Лесном мемориальном кладбище, которое стало приютом для солдат, умерших от ран в Эвакогоспиталях Челябинска. Монумент стоит на возвышенности, изображает двух русских женщин - Мать и Жену, одетых в траурные наряды, в руках они держат каску воина. Открыт монумент в год его создания - в 1975 году.

В 1977 году скульптору присуждается Государственная премия РСФСР имени И.Е.Репина за скульптурные композиции "Уральцы", "Гимн борцам", "Межи перепаханы".

Одной из самых главных работ в творчестве скульптора остаётся монумент "Тыл - фронту", установленный в Магнитогорске. Монумент является частью триптиха, состоящих из монументов "Родина-мать" на Мамаевом кургане в Волгограде и "Воин-освободитель" в Трептов-парке Берлина. Памятник представляет собой двухфигурную композицию рабочего и воина. Рабочий ориентирован на восток в сторону Магнитогорского металлургического комбината. Воин - на запад, в сторону, где во время Великой Отечественной войны находится враг. Подразумевается, что меч, выкованный на берегу Урала был поднят Родиной-матерью в Сталинграде и опущен после Победы в Берлине. Так как по статистике каждый третий снаряд и каждый второй танк был сделан из магнитогорского металла, было принято решение о возведении памятника в Магнитогорске. На берегу реки Урал был возведён 18-метровый искусственный холм, основание холма было укреплено железобетонными сваями. В композицию входит и вечный огонь, в виде гранитной звезды-цветка. Монумент был отлит в Ленинграде и 29 июня 1979 года был открыт.

В 1986 году был открыт памятник "Первостроитель", который установили на набережной реки Миасс к 250-летию Челябинска. Первоначально была установлена гипсовая модель, но из-за нехватки средств на бронзовый памятник у властей не нашлось. По желанию автора памятник был демонтирован. Теперь на его месте сейчас стоит памятник композитору Сергею Сергеевичу Прокофьеву.

Среди других монументальных работ Л.Н.Головникого: памятник А.С.Пушкину (совместно с Э.Э.Головницкой) в Городском саду им. А.С.Пушкина в Челябинске, бюсты дважды Героям Социалистического Труда академику В.А.Макееву в Коломне и генеральному конструктору ЧТЗ И.Я.Трашутину в Челябинске. Занимался помимо скульптуры графикой, в Челябинской картинной галерее хранится графический цикл "Рим - вечный город".

В 1980 году скульптор окончил Магнитогорский педагогический университет.

Стажировался в Москве. Совершал творческие поездки в Италию (1960, 1970), Японию (1968), Чехословакию (1968), США (1975), Францию (1977).

Входил в состав бюро Челябинского обкома КПСС, в 1969-73 годах избирался депутатом Челябинского горсовета. Имя скульптора было занесено в Книгу почёта ЦК ВЛКСМ. Был участником областных, зональных,  республиканских, всесоюзных и международных выставок. Избирался членом и председателем (1958–61, 1965, 1977–80) правления ЧОСХ, член зонального выставкома, Челябинского областного худсовета, член правления СХ СССР, делегатом 23-го и 26-го съездов КПСС, 16-го съезда ВЛКСМ, 1–7-го съездов художников СССР, 1–6-го съездов художников РСФСР.

Награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени (1971, 1986), серебряной медалью АХ ССР им. Е.В.Вучетича (1980).

В 1987 году уезжает в Красноярск. Где работает секретарём Сибрского-Дальневосточного отделения АХ СССР, руководит скульптурной мастерской, преподаёт (профессор) в Красноярском художественном институте на кафедре скульптуры. В 1989-91 годах становится народных депутатом СССР.

В 1993 году уезжает в Екатеринбург, где и остаётся жить с семьёй. 29 апреля 1994 года скульптора не стало. Тело Головницкого по завещанию было кремировано, а урна с прахом захоронена на Успенском кладбище Челябинска (квартал 1 ст). Первоначально на могиле стоял железный крест с фамилией и именем скульптора. Но в 2007 году железный памятник был убран и поставлен обычный деревянный крест. На доме, где жил Л.Н.Головницкий, в 1998 году была установлена мемориальная доска  (проспект Ленина, 77).

Журналист Александр Золотов о Льве Головницком